Страница обновлена 14.09.2017
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Боровская школа-интернат"
В школе-интерната регулярно проходят психолого-медико-педагогические консилиумы, целью которых является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями дикомпенсации, исходя из реальных возможностей школы-интерната и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
plan_pmpk/plan_pmpk.doc (просмотр)
В современной школе необходимо создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. Каждому учителю необходимо знать «возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого школьника.
Практика взаимодействия учителя с учащимися показывает, что одних наблюдений деятельности ученика недостаточно.
Общение с ребенком лишь тогда является воспитанием, когда учитель располагает достаточным объемом знаний о личности ребенка – знаний, основанных на научном анализе.
В нашей школе такой научный анализ базируется на комплексном изучении ребенка и учете его индивидуальных психофизических особенностей.
Необходимость создания в школе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) было продиктовано увеличением количества детей с сочетанными диагнозами и поступления в ОУ детей с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости и, как следствие, поиском путей взаимодействия педагогов с этой категорией учащихся.
С этого времени в нашей школе ПМПК стал инструментом, который может определить для каждого ученика оптимальный вариант обучения и воспитания, выявить проблемы и пути их исправления.
Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный и объединенный общими целями коллектив специалистов, состоящий из: логопедов, медицинских работников, педагога-психолога, учителей-дефектологов, заместителей директора по УВР и ВР, социального педагога, председателя ШМППК, который возглавляет эту работу в лице зам. директора по УВР. Данный коллектив реализует ту или иную стратегию сопровождения ребенка, где необходимы понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей, коррекционной работы, четкая согласованность действий участвующих в этой деятельности.
Школьный ПМПК решает следующие задачи:
- выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;
- разработка программы учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих и медико – социальных мер для учащихся с ОВЗ;
- определение путей и средств коррекционно-развивающей работы для педагогов, родителей.
Вся работа школьного ПМПК строится с учетом следующих принципов:
- комплексность изучения (тесное взаимодействие разных специалистов);
- динамичность;
- соблюдение интересов и индивидуальных психофизических особенностей ребёнка.
Планирование и направление деятельности консилиума определяются согласно школьному годовому плану, где отражаются значимые периоды развития и специфика работы образовательного учреждения.
Направления деятельности консилиума:
- психолого-педагогическая и медико-социальная профилактическая работа;
- психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- научная, информационно-методическая работа;
- экспертные виды работы;
- экспериментальная деятельность;
- консультационная работа.
Значимые периоды развития школьного детства:
- актуальные проблемы адаптации учащихся 1-х классов к новой социальной ситуации;
- предупреждение психогенной школьной дезадаптации при переходе из младшего школьного звена в основную школу. 4-е классы;
- проблемы социальной адаптации к ситуации предметного обучения. 5-е классы;
- кризис младшего подросткового возраста. 6-7 классы;
- проблемы старшего подросткового возраста. Профессиональное самоопределение. 8-9 классы.
Планирование и выбор направлений деятельности осуществляются всеми участниками ШМППК, где отражается система той или иной работы состоящая из каких-либо мероприятий. Например, система работы по вопросам социальной адаптации (дезадаптации) учащихся 1-го классов.
Исходя из намеченных целей, мы проводим различные виды ШПМПК: первичные, плановые, внеплановые, заключительные.
Первичные консилиумы
Первичные консилиумы проводятся при зачислении учащихся в класс после первичного ознакомления с медицинской, педагогической документацией с целью определения особенностей развития учащихся, возможности условий и форм их обучения, а также необходимого психологического, логопедического, медико – социального сопровождения.
Плановые консилиумы
Цель – определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка.
Плановый консилиум решает следующие задачи:
- определение путей психолого-медико- социально -педагогического сопровождения ребенка, т.е. выявление уровня средовой адаптации (дезадаптации); (определение стадий облегченного обучения, утверждение психолого-педагогической группы усвоения программного материала по каждому предмету с учетом актуальных знаний, умений, навыков).
- выработка согласованных решений по определению образовательного, коррекционно-развивающего, медико-социального маршрута: сформировать группы детей для дифференцированных, фронтальных и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по логопедии, ЛФК, психологии; определение медицинской, социальной поддержки.
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
- решение вопроса об изменении образовательного маршрута и содержания.
-
коррекционно-развивающей работы по завершении обучения (учебного года).
По результатам консилиума разрабатывается система коррекционной работы как с учеником, так и с учителем-дефектологом, родителями, которая включает в себя 3 функции:
- учебно-воспитательную;
- реабилитационную, коррекционно-развивающую;
- диагностическую.
Внеплановые консилиумы
Внеплановые консилиумы проводятся по просьбе педагога или какого-либо специалиста, работающего с учащимися, а также родителей и законных представителей учащихся.
Цель - вскрытие причин, поиск пути коррекции имеющихся у детей отклонений, выработка средств «сглаживания», преодоление этих отклонений в развитии.
Задачи внепланового консилиума:
- принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
- изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
- изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).
Заключительные консилиумы
Заключительные консилиумы — проводятся в связи с окончанием начального звена и переходом ученика в основную школу; или при окончании обучения в ОУ.
Цель: выработка рекомендаций педагогическим коллективам, родителям, законным представителям по дальнейшему сопровождению обучающихся, выпускников, которые заносятся в итоговые, выпускные характеристики.
По итогам консилиума решения заносятся в индивидуальные дневники сопровождения. Контроль за реализацией индивидуальных траекторий, выработанных консилиумом, осуществляет классный руководитель и воспитатель группы.
В то же время каждый специалист обязан проконсультировать родителей, дать им ясные, понятные рекомендации по обучению и воспитанию ребенка. С нашей точки зрения, в отдельных, наиболее сложных, случаях специалист совместно с педагогами в доступной форме предоставляет им прогноз дальнейшего развития ребенка.
Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в нашем ОУ особенно эффективна и результативна в работе с учащимися детских домов. Деятельность с воспитанниками форсируется по всем направлениям, всеми специалистами, где огромную роль играет преемственность в работе детского дома и школы.
Таким образом, школьный ПМПК играет важную роль в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся воспитанников. Он является средством координации работы всех специалистов, учителей, родителей, законных представителей.