Логопедическая работа в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Развитие речи обучающихся характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых детей типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя. Нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
В нашей школе-интернате осуществляется логопедическое сопровождение по следующим направлениям:
- диагностическое;
- профилактическое;
- просветительское;
- консультативное;
- коррекционно-развивающее;
- аналитическое.
Направления коррекционной работы:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие двигательной активности;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия;
- развитие воображения;
- развитие мышления (наглядно-образное, словестно-логическое);
- развитие пространственно-временных представлений;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование обобщенных представлений (цвет, форма, величина);
- развитие речевых компонентов:
- развитие фонематических процессов;
- развитие речевого дыхания;
- развитие интонационной стороны речи;
- развитие просодических компонентов;
- коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация);
- коррекция лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков коммуникативного общения;
- закрепление грыфических образов букв, закрепление связи звука и буквы.