Трудовое обучение – важная составляющая часть всего образовательно-воспитательного процесса,
поэтому обучение учащихся разнообразным профилям труда рассматривается в неразрывной связи с
общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной
жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся.
Трудовая подготовка в школе-интернате организована так, чтобы открывалась возможность виденья перспективы
дальнейшего трудоустройства обучающихся и в соответствии с этим разрабатывались учебные программы, создавалась
необходимая методическая и материально – производственная база.
В школе созданы два профиля трудового обучения:
- столярное дело;
- швейное дело.
Кроме того, выделены часы на изучение сельскохозяйственного труда, так как в школе-интернате обучаются дети, проживающие в основном в сельской местности. Знания, умения и навыки, полученные обучающимися в школе по ведению сельского хозяйства, необходимы им в самостоятельной жизни.
В основе построения программ по трудовому обучению лежит связь между предметами из областей, неразрывных
по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы: технологии и искусство,
математика. Такой подход позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно
отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики.
Трудовое обучение строится на следующих принципах:
1. Комплектование групп с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.
2. Единство трудового обучения и самообслуживания. Трудовая практика обучающихся проходит в условиях школы-интерната.
3. Единство трудового обучения и общественно-полезного труда, направленные на улучшение санитарно-технического состояния здания школы-интерната и пришкольного участка.
4. Ответственность за качество выполненных работ.
5. Индивидуальная трудовая деятельность: изготовление праздничных костюмов, сувениров, выставочных работ.
Все обучающиеся 9 класса допускаются к итоговой аттестации.
Экзамен по "Швейному делу" и "Столярному делу" проходит в два этапа: теоретическая часть и практическая часть.
Успешная сдача учащимися выпускных экзаменов по трудовому обучениюстала свидетельством грамотной, слаженной работы всего коллектива.
Учебный предмет «Профильный труд (столярное дело) входит в образовательную область «Технология». Программа составлена на основе типовой программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой.
Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПУ соответствующего типа и профиля.
При этом учитель трудового обучения должен помнить, что социальная адаптация является не важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими дефектами во многом зависит от состояния проводимой в школе коррекционной работы.
Программа включает теоретические и практические занятия, предусматривает экскурсии на профильное производство. Её основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанию регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и воспринимающих действиях.
Экзамен по "Столярному делу" проходит в два этапа:
1. теоретическая часть
2. практическая часть
ЧЛЕНЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТ ЭКЗАМЕНА ПО "СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ"
"ГОТОВЫЙ ПРОДУКТ" ОЦЕНИВАЕТСЯ ЧЛЕНАМИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Во время обучения учащиеся узнают:
- Инструменты для художественной отделки изделия
- Цвет и текстуру разных древесных пород
- Элементы детали столярного изделия
- Трудовое законодательство
- Виды пиломатериала
- Материалы, изделия для настилки полов и кровли
- Технологию изготовления оконного бло
- Приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий
- Основные свойства изоляционных и смазочных материалов
- Технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов
- Виды древесностружечных и древесноволокнистых плит
В программе по столярному делу принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения столярным делом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.